Лебедева Екатерина Никитична, воспитатель, ГКУ ЦССВ « Доверие»
Г. Москва
Особенности внимания у детей с синдромом Дауна
Прежде чем описывать проблемы в развитии внимания у детей с синдромом Дауна, рационально определить патологические проявления процесса нарушения внимания.
Из патологических проявлений процесса внимания следует указать на такие, как неустойчивость, недостаточная концентрация, нарушение распределения, замедленность переключения, рассеянность.
1. Усиление активного внимания не является психической патологией. Оно наблюдается при доминирующих идеях у научных работников. При этом не теряется способность переключаться на другие виды раздражителей.
2. Застреваемость внимания (замедленность переключения) .
3. Повышенная отвлекаемость внимания – связана со слабостью активного внимания и невозможностью на длительное время сосредоточиться на одном виде деятельности.
4. Рассеянность внимания (недостаточная концентрация внимания) – неустойчивость активного внимания. Обычно сочетается с истощаемостью внимания, утомляемостью.
5. Нарушение распределения внимания – сужение объема внимания.
На уровне клинических проявлений в детской практике выделяется синдром дефицита внимания. В него включаются следующие клинические признаки:
1. Беспокойные движения в кистях и стопах (сидя на стуле, корчатся, «извиваются»).
2. Невозможность спокойно сидеть на месте, когда это требуется.
3. Легкая отвлекаемость на посторонние стимулы.
4. Нетерпеливость (с трудом дожидается своей очереди во время игр и в различных ситуациях в коллективе).
5. Склонность отвечать, не задумываясь, не выслушав до конца вопроса.
6. Сложности при выполнении предложенных заданий (не связанные с недостаточным пониманием или негативным поведением).
Читайте также: Синдром кукольных глаз у новорожденных
7. Сложности сохранения внимание при выполнении заданий или во время игр.
8. Частый переход от одного незавершенного действия к другому.
9. Невозможность играть тихо и спокойно.
10. Болтливость.
11. Склонность мешать другим, «приставать» к окружающим (например, вмешиваться в игры других детей).
12. Склонность терять вещи необходимые в ДОУ и дома (например, игрушки, карандаши, книги и т.д.).
14.Частое совершение опасных действий (недоучет последствий).
Для специальной психологии проблема внимания у детей с нарушением интеллекта, имеет принципиально важное значение.
Л.С. Выготский утверждал, что существует два вида внимания — непроизвольное и произвольное. В соответствии со своей теорией опосредствованного характера высших психических процессов он рассматривал слабость произвольного внимания у детей с нарушением интеллекта как одну из причин, препятствующих формированию понятий. [1, c.73]
Уровень развития внимания у детей с нарушением интеллекта весьма низок. Такие дети смотрят на объекты или их изображения, не замечая при этом присущих им существенных элементов. [4, c.169]
Синдром Дауна является геномной патологией. При этой патологии в кариотипе больного имеется сорок семь хромосом по причине трисомии по двадцать первой паре.
У детей с синдромом Дауна отмечается низкий объем и слабая концентрация внимания, в силу чего они позднее, чем их сверстники без синдрома, начинают предпочитать новые стимулы давно знакомым и привычным для них, выбирая более простые из них. Таким детям легче визуально следить за объектом, нежели совершать с ним манипулятивные действия.
Возможно, причиной тому выступает мышечная гипотония. Из-за нарушений функций внимания, дети с синдромом Дауна могут хорошо различать формы и цвета, если они предъявляются последовательно, но теряют способность в ориентации, если нужно различить оба параметра. [2, c. 81]
На когнитивном уровне дети из-за недостатка внимания не умеют анализировать воспринимаемый ими материал, в результате для них характерно поверхностное, глобальное восприятие предмета.
Отклонения в развитии внимания приводят к сниженному уровню развития образного мышления — утрата, нивелирование специфических признаков. Они обращают больше внимания на детали формы, нежели на целостную конфигурацию (возникают затруднения в графическом изображении формы в рисунке, связанные с необходимостью опираться на ведущие признаки образца). Вместе с тем, обиходные, привычные для ребенка предметы воспринимаются и различаются достаточно правильно.
Недостаток внимания у таких детей приводит к возникновению тенденции к снижению уровня интеллектуальных способностей с возрастом, от почти близкого к норме в первые месяцы жизни до уровня заметного отставания впоследствии в младшем школьном возрасте.
К концу старшего дошкольного возраста особенности развития внимания у детей с синдромом Дауна приводят к тенденции перехода к более расчлененному характеру восприятия и связи чувственно воспринимаемого признака со словом. К этому возрасту большинство детей овладевают способностью самостоятельно и правильно называть основные цветовые тона и геометрические формы. Наблюдаются существенные изменения в характеристике перцептивных действий. Более целенаправленным становится характер ориентировки в здании, который свидетельствует о наличии специфических приемов и способов умственных действий в форме примеривания, зрительного соотнесения, контроля, но модификация задания приводит к менее продуктивным способам решения. Намечается тенденция перехода к более расчлененному характеру восприятия и связи чувственно воспринимаемого признака со словом у детей с синдромом Дауна. [2, c. 83-84]
Из-за недостатка внимания, у детей с синдромом сильно страдает механическая кратковременная память, что определяет нарушения развития тренируемых стратегий поведения. Для них основным вариантом поведения является наблюдение и прослеживание, в то время как у здоровых — социальное поведение.
Рассмотрим особенности проявления нарушений внимания у детей с синдромом Дауна старшего дошкольного возраста применительно к процессу подготовки к школе.
Глинис Лос выявил, что чтение оказывает благоприятное влияние на развитие внимание детей с синдромом Дауна, в частности. При этом, дети с синдромом Дауна не прогрессируют в освоении алфавита с такой скоростью, как обычные дети, несмотря на одинаковый с ними темп чтения. При обучении чтению детей с синдромом Дауна в первый период идет активное усвоение ими языка и фонетики, затем следует развитие памяти и навыки понимания речи.
При обучении чтению дети с синдромом Дауна помимо стандартных визуальных ошибок, свойственных всем детям, начинающим осваивать чтение, допускали специфические семантические ошибки. Из-за особенностей внимания, они читают слова, иллюстрированные картинками, не обращая внимания на саму иллюстрацию. Таким образом, если у слова оказывалось несколько значений, ребенок мог произнести то, которое не соответствовало изображению. Ошибки продемонстрировали, что мозг мог пойти прямо от печати до значения, не применяя визуальное изображение слова к его разговорной форме сначала и затем получая доступ к значению. Ранее считалось, что подобные семантические ошибки наблюдались только в чтении взрослых с органическими повреждениями мозга. [2, c. 91]
Читайте также: Снятие синдрома покорности у подчиненных
Несмотря на это, исследователи были удивлены скоростью и точностью обучения чтению детей с синдромом Дауна.
При обучении письму детей с синдромом Дауна были замечены два интересных эффекта изучения знака. Во-первых, некоторые из детей смогли подписать правильные ответы на карточку без любого дополнительного обучения. Это было иллюстрацией того, что они способные заменить устный ответ письменным по собственной инициативе. Во-вторых, для некоторых из детей письменный ответ оказывался более легким и более быстрым способом ответа, чем речь. Отмечено, что обучение грамматике подростков с использованием письма было более эффективным, чем с использованием изображений.
Как правило, достижения детей с синдромом Дауна в области математики находятся на более низком уровне развития, чем их успехи в овладении грамматикой. Это может быть связано с недостатком внимания, задержкой развития речи и, следовательно, ограниченностью базового словарного запаса для называния и понимания количественных отношений, размера, цвета, формы предмета. Задержка в развитии мелкой моторики может приводить к уменьшению возможности манипулировать, сортировать и считать мелкие предметы.
Стоит отметить, что в старшем дошкольном возрасте отмечается замедление в развитии познавательной деятельности у детей с синдромом Дауна из-за особенностей развития внимания. При наличии заинтересованности, мотивации, при использовании в обучении наглядных материалов ребенок с синдромом Дауна может достигать успехов, соответствующих уровню общеобразовательной начальной школы.
Речь является областью наиболее выраженного отставания в раннем возрасте у детей с синдромом Дауна. Она развивается более медленно, чем познавательная и двигательная активность; эта закономерность сохраняется по мере взросления ребенка. Для речи детей с синдромом Дауна характерно снижение темпа развития речи, неразборчивое произношение, отсутствие плавности речи, хриплый голос.
Возможно, что ответственность за языковую задержку можно возложить на общую недостаток внимания и задержку психического развития этих детей.
На развитие экпрессивной и импрессивной речи влияет несформированность таких психических функций как память, внимание, мышление, воображение. Также на развитие и становление речи влияют эмоциональные факторы и факторы социального окружения (главным образом — общение с матерью). [5, c. 67-71]
В связи со значительной задержкой речевого развития дети вынуждены опираться на невербальные навыки, такие как жест, дольше, чем другие дети.
Таким образом, нарушение внимания у детей дошкольного возраста с синдромом Дауна оказывает формирующее влияние на личность и познавательную сферу ребенка, усиливает определенные отклонения, осложняет овладение чтением, письмом в старшем дошкольном возрасте.
На основе анализа литературных источников Е.А.Екжановой, Е. А.Стребелевой, О. Машталя, И.Л. Баскаковой [3] можно предложить следующие рекомендации по организации коррекционной работы по развитию внимания у дошкольников с синдромом Дауна:
В качестве основного метода коррекционной работы по развитию внимания у дошкольников с синдромом Дауна рекомендуется использовать игровые методы. Оптимальное время проведения игр – 20-25 мин.
Задачи применения игровой терапии:
-
Развитие внимания.
-
Воспитание в ребенке уверенности в себе.
-
Раскрытие сильных личностных качеств.
Можно предложить следующие игры для развития внимания у дошкольников с синдромом Дауна :
-
Коррекционно-развивающая игра «Кто где живет?»
-
– развитие зрительного внимания.
2. Игра «Спаси зайчиков»
-задание развивает мелкую моторику рук, тактильные ощущения, внимание.
3. Игра «Сашины шары»
Задание развивает зрительное внимание, цветовое восприятие, мелкую моторику рук.
4. Игра «Собери корову».
Задание развивает внимание, память, воображение, мелкую моторику рук.
5. «Положи верно»
Развитие зрительной ориентировки на плоскости, формирование понятий «лево»-«право», обогащение словарного запаса, развитие внимания, памяти.
Список литературы:
-
Выготский Л.С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте. Хрестоматия по вниманию. – М.: Наука, 2009. – 186 с.
-
Виноградова А.Д. Практикум по психологии умственно отсталого ребенка / А.Д. Виноградова, Е.И. Липецкая, Ю.Т. Матасов, И.П. Ушакова; Сост. А.Д. Виноградова. — М.: Просвещение, 2011. — 144 с.
-
Екжанова Е.А., Стребелева Е. А. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями интеллекта. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание – 2-е изд. – М.: «Просвещение», 2010. – 272 с.
-
Филатов Ф. Р. Общая психология в вопросах и ответах. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 544 с.
-
Гаврилушкина О. П. Об организации воспитания детей с недостатками умственного развития / О.П. Гаврилушкина //Дошкольное воспитание. – 2008. – №2 – с. 67-71.